Содержание
Введение
1. Морально-религиозная проблематика рассказов о патере Брауне
2. Жанровое своеобразие детективных рассказов о патере Брауне. Герой- сыщик
Заключение
Список литературы
Приложение к диплому
Введение
Г.К. Честертон (1874-1936) – известный английский писатель, журналист, критик. Он выступал фактически во всех литературных жанрах: под его подписью выходили в свет газетные заметки и теологические статьи, романы и шуточные стихи, пьесы и поэмы, детективные рассказы и романизированные биографии. И все-таки наибольшую славу ему принесли детективные рассказы о патере Брауне. Первый сборник ”Простодушие патера Брауна” вышел в 1911 году, за ним последовали другие из этого же цикла: “Мудрость отца Брауна”, “Неверие отца Брауна”, “Тайна отца Брауна”.
В детективных рассказах о патере Брауне проявилась вся многогранность таланта писателя, во многом парадоксального, что дало критикам материал для раздумий. Литературной деятельности Честертона в нашей стране посвящены разные статьи в литературных журналах и научных изданиях, предисловия и послесловия к сборникам его произведений, диссертации. Отметим, однако, что монографии о Честертоне в отечественном литературоведении пока нет.
Изучение критических работ выявило некоторые общие позиции исследователей касательно детективных рассказов о патере Брауне. Честертона считают мастером детективного жанра, но при этом отмечают отличие его рассказов от классического канона. Так, основным показателем этого отличия является, по мнению исследователей, религиозное звучание детективов Честертона, которое органически связано с проблемой определения жанра этих рассказов.
Интересным является то, как менялась оценка творчества Честертона. В начале хх века этому писателю уделялось мало внимания. Короткие отзывы в журналах – вот все критические работы о Честертоне того времени. Исследователи поэт В.Я.Брюсов, критик С. Динамов писали тогда о Честертоне как о своем современнике. В своих работах они старались отразить своеобразие мировоззрения английского журналиста, лишь немного затрагивая его литературные работы.
Лишь в 1947 году была написана объемная статья И.Кашкиным. Исследователь дает оценку творчеству Честертона, которая отразила идеологическое состояние советского общества. По мнению И.Кашкина, “Честертон все подчинял реакционной католической догме. “Реакционной”, значит “далекой от жизни”[1]. Исследователь обвиняет автора в том, что его “реакционная проповедь” разрушает классический вид приключенческой литературы. И. Кашкин сделал акцент на иррационалистической позиции Честертона, считая, что писатель подрывает устои жанра, основанного на логике. Используя подобные “ярлыки”, исследователь не учитывал самого главного: для чего пишутся рассказы. Честертон стремился не разрушить жанр, а изменить его в соответствии со своим мировидением.
В 50-60х гг. осмысление религиозной ориентации детективов Честертона было также в духе советской идеологии. А.А. Елистратова усмотрела “реакционные, примирительные и компромиссные”[2] тенденции в католичестве Честертона, назвав его идеи “реакционно-утопическими”. По ее мнению, спасение общества невозможно посредством католичества, а значит и утопично: “Советский читатель не нуждается в противоядии против беспомощных и наивных предрассудков Честертона, запоздалого романтика, тщетно мечтающего спасти мир”[3]. В то же время исследовательница справедливо отметила, что детектив Честертона заметно отступает от классического жанра, и в этом увидела его новаторство.
В дальнейшем исследования, посвященные творчеству Честертона, стали более объективными и глубокими. ............