Часть полного текста документа:Глинка Михаил Иванович (1804-1857) Имя Михаила Ивановича Глинки, первого классика русской музыки, по справедливости стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они жили в одно время, они поставили русскую литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мирового искусства. Его детство прошло в семье помещика, в селе Новоспасское на Смоленщине. Воспитание и образование будущий композитор получил сначала домашнее, а потом в Благородном пансионе в Петербурге - закрытом учебном заведении для дворянских детей. Но Глинка не стал "чиновником по дипломатической линии", как его готовили. Уже в юности музыка была основным делом его жизни. Он жадно слушал) запоминал все музыкальные мелодии, которые ему удавалось услышать: песни крестьян в Новоспасском, игру музыкантов-любителей и приезжих знаменитостей, песни народов Кавказа, где он бывал в юности, арии из итальянских опер. Скоро его романсы на стихи русских поэтов стали известны в Петербурге. Но Глинка хорошо понимал, что это только начало, что ему нужны музыкальные впечатления, знания. И он отправляется в далекое путешествие, в Италию - страну, которая прославилась своей оперой. Много прекрасной музыки слышал там Глинка, многое сочинял сам. Его произведения издавали и исполняли в Италии. Теорией музыки он занимался в Германии. Вернувшись на родину, Глинка решил написать настоящую русскую оперу. Это было его заветной мечтой. Поэт В. А. Жуковский посоветовал ему рассказать о подвиге Ивана Сусанина, русского крестьянина, который во время войны с поляками в 1613 г. завел в густой лес вражеский отряд и там погиб, но погубил и врагов. Опера Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") прославила русскую музыку. Высоко оценили ее Пушкин и Гоголь. Вскоре после написания оперы появился "Вальс-фантазия" для симфонического оркестра - произведение необычайно поэтическое и красочное. И в наши дни любят романсы Глинки: "Ночной зефир", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Жаворонок", "Попутная песня". Всего Глинка написал 80 романсов и песен. Очень высоко ценил музыкальное творчество М. И. Глинки великий русский композитор П. И. Чайковский. Услышав его "Камаринскую", он сказал, что в ней, "как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа". Успех первой оперы вдохновил композитора, и он создает новую оперу по пушкинской сказочной поэме "Руслан и Людмила". Новая опера изумила всех яркостью и свежестью мелодий. В картинах жизни Киевской Руси, свадебного пира, сказаниях легендарного певца Бояна слышалась русская народная музыка. Им были противопоставлены картины и мелодии далеких сказочных стран. Вот когда пригодились Глинке напевы и песни, слышанные им в родном Новоспасском, ритмы лезгинки и других плясок кавказских народов. Годы после завершения оперы "Руслан и Людмила" Глинка провел в новых путешествиях: был в Берлине, в Париже, а затем отправился в Испанию. Везде он знакомился со всем новым и интересным в музыке. Он поставил себе задачу - написать музыку, равно доступную и интересную и для знатоков, и для простых любителей. Чтобы решить эту нелегкую задачу, он обратился к народной музыке - и русской, и испанской. Он создал "Арагонскую хоту" на основе народных испанских песен и "Камаринскую" - фантазию для оркестра. ............ |