Зил-131 – автомобиль высокой проходимости, с колесной формулой ; предназначен для перевозки людей личного состава, грузов, монтажа специального оборудования, буксировки прицепов и артиллерийских систем по дорогам всех категорий. Эксплуатация возможна в климатических условиях с температурой воздуха от - 60 до + 50° С.
Автомобиль-тягач ЗИЛ-131 оборудован трехместной кабиной, грузовой платформой, тентом на съемных деревянных дугах с металлическими уголками. На автомобиле установлен V-образный, восьмицилиндровый, карбюраторный, четырехтактный двигатель модели ЗИЛ-131.
Трансмиссия механического типа. Коробка передач пятиступенчатая, через карданную передачу соединена с двухступенчатой раздаточной коробкой, что обеспечивает получение десяти передач для движения вперед, а также для передачи заднего хода. От раздаточной коробки карданной передачей обеспечивается подвод крутящего момента к трем ведущим мостам. При движении на пониженной передаче передний мост включен. Пониженная передача. Пониженная передача в раздаточной коробке включается при движении в тяжелых дорожных условиях.
Включение переднего моста на повышенной передаче в раздаточной коробке пользуются при движении по скользким дорогам.
В ведущих мостах применена двойная центральная главная передача, состоящая из пары конических и пары цилиндрических шестерен. В приводе к ведущим колесам в главных передачах установлены обычные конические мелколесные дифференциалы.
Приводы управления оцеплением, коробкой передач, переключением передач в раздаточной коробке – механические, а включение переднего моста имеет электропневматический привод.
Рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем. Тормозная система обеспечивает высокую надежность работы, легкость управления и эффективность торможения в различных условиях. На автомобиле используется пневматический привод рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система – трансмиссионная с механическим приводом.
Подвеска ведущих мостов - на полуэллиптических рессорах. Подвеска снабжена двумя телескопическими амортизаторами. Задняя - балансирная с реактивными штангами. Для повышения проходимости автомобиля ЗИЛ-131 на нем используются тороидальные шины регулируемого давления размером 12.00-20 с грунтозацепамн и имеется система регулирования давления воздуха в шинах в зависимости от дорожно-грунтовых условий, позволяющая изменять на ходу автомобиля давление в пределах 0,05-0,4 МПа (0,5-4,2 кгс/см2).
Силовая установка включает в себя двигатель и обслуживающие его системы: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения и предпускового подогревателя, зажигания.
Силовой агрегат состоит из двигателя в сборе со сцеплением, а также коробки передач и коробки отбора мощности.
Крепление силового агрегата выполнено в трех точках:
В передней части – крышка распределительных шестерен через кронштейн на подушке к поперечине рамы, а в задней - лапами картера маховика, через подушки опор к кронштейнам рамы.
Задних опор две, они взаимозаменяемы между собой.
Двигатель - это агрегат, предназначенный для преобразования химической энергии сгораемого топлива в механическую работу.
Техническая характеристика двигателя
Марка двигателя - Зил-131 Тип двигателя - 4-тактовый, карбюраторный, жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов Число цилиндров - 8 Расположение цилиндров
V-образное под углом 900
Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8 Диаметр цилиндров, мм - 100 Ход поршня, мм - 95 Рабочий объем цилиндров, л - 6 Степень сжатия - 7,1
Нормальная мощность 3200 мин-1, кВт (л. ............