Содержание
Введение
1. Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы
2. ББК в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время
Заключение
Список источников и литературы
Введение
В середине 30-х годов ХХ века о Беломорско - Балтийском канале знал весь мир. О нем писали газеты Европы и Америки. Его посещали известные во всём мире журналисты и писатели - Марин Андерсен Нексе, Максим Горький, Алексей Толстой и др.
Однако нескончаемая череда военных конфликтов и войн, которыми в памяти человечества остался печально знаменит ХХ век, выплеснула на страницы газет новые сенсации. И о канале забыли. Уже в конце 30-х годов, когда напряженность во взаимоотношениях СССР и Финляндии перешла в стадию войны, Беломорско - Балтийский канал, судоходная трасса которого была проложена менее чем в сотне километров от финской границы, был закрыт для посещения. После советско-финляндской началась Вторая мировая война, и людей волновали уже совсем другие проблемы. Однако сам Беломорско -Балтийский водный путь продолжал и продолжает работать. Мало того, интерес к его истории год от года только возрастает. Теперь ББК все чаще именуют "памятником эпохи сталинизма".
Однако с таким определением согласны не все. Некоторые считают, что сталинизму достаточно памятников на Лубянской площади в Москве и на Большом Соловецком острове в Белом море. А ББК следует признать памятником российским конструкторам, инженерам и рабочим. Именно они спроектировали и всего за 20 месяцев прорубили в скалах и в каменистой северной земле искусственную судоходную трассу протяженностью 227 километров.
Какие бы теперь мнения не существовали, Беломорский канал остается в мировой истории явлением уникальным. До сих пор он привлекает историков, которые изучают на его примере трансформацию власти по отношению к собственному народу. ББК уникален в инженерном смысле, как гидротехническое сооружение. Никогда прежде в таком массовом порядке в конструкциях важнейших плотин и гидроузлов не применялось дерево. Беломорский канал интересен специалистам в качестве "наглядного пособия" по истории карательных органов СССР начала века. "Архипелаг ГУЛАГ" (по определению Нобелевского лауреата А. И. Солженицына) начинался именно здесь. Все это дает основание говорить о Беломорско -Балтийском канале как о феномене ушедшего в историю ХХ века, изучение истории которого продолжается и не теряет своей актуальности.
Литература, посвящённая истории ББК, разнообразна по тематике и содерданию.
Немало написано об истории строительства ББК силами заключённых.
В годы перестройки, когда открылись архивы НКВД, вышла в свет книга «Каналармейцы» подполковника милиции И. И. Чухина, рано ушедшего из жизни, в которой автор рассматривает материалы истории строительства Беломорканала в 1931 —1933 годах на территории Карельской АССР силами 126 тысяч заключенных БелБалтЛАГа ОГПУ.
Роли труда заключённых в экономике СССР 30 - х гг. посвящена статья Л. Рассказов «Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках».
Беломорско - Балтийский канал оказал немалое влияние на развитие Карелии.
Об образовании Бeломорско - Балтийского комбината и его роли в освоении Беломорканала и в развитии Карелии в 1933 - 1941 гг. ............