Часть полного текста документа:Прогресс любого общества определяется по положению в нем прекрасного пола. Ш.Фурье. ВВЕДЕНИЯ. Женское движение в России получило широкое распространение в середине 19 в. Оно возникло и развилось за короткое время и оказало большое влияние на многие аспекты жизни российского общества. Безусловно, у него были предпосылки - социальные, экономические, культурные. В данной работе мне хотелось бы сделать небольшой обзор женского общественного движения середины 19 в. На фоне европейских стран, идущих по пути модернизации, Россия в нач. 19 в. - крестьянская страна с феодальным укладом экономики, патриархальным укладом жизни -^Патриархальность - есть то главное, историческое, но к несчастью, совершенно народное зло, против которого мы обязаны бороться всеми силами". (М.Бакунин Философия, социология, политика. М.1989, с. 515) Идеи эмансипации изначально относились не к женщине, а к мужчине. Патриархатные^ установки на господство/угнетение давили на мужскую личность: мужчины воспринимали себя уже субъектом истории, ее ценностью. Дух критики, сомнения в незыблемости существующего порядка, осмысление идей о ценности и суверенности личности, правах человека и гражданина, инициативности личности и т.д. привели к утверждению мысли о принципиальном равенстве людей. События Великой Французской революции, попытки изменить патриархатное деление ролей на "мужские" и "женские", представления о "женственности" и ^мужественности", появление такого общественного феномена как новое женское самосознания и его носительниц "новых" женщин - все эти знаки общественной Одной из определяющих установок патриархатной модели мира является установление в обществе специфических властных отношений в дихотомии господство-подчинение. В отношении полоролевых норм патриархатность проявляется в жестком разделении женских и мужских ролей, определении женских-мужских качеств и свойств, обусловленных биологическими различиями между полами. Ценностная система строится на признании за мужчиной главной и ведущей роли в обществе, все проявления "мужского" априорно воспринимаются как норма. эмансипации не прошли незамеченными для России. И если Франция, по выражению Людвига Берне, была циферблатом Европы и показывала европейское время, то русское передовое общество внимательно следило за ним, соотнося европейские умонастроения с российскими, воспринимая, усваивая и развивая новые идеи. Осознание российской реальности: позор рабовладения, патриархатная зависимость всех классов и слоев общества от абсолютной власти и особенно угнетенное состояние такой социальной группы как женщины - все это привело к росту общедемократических настроений и к включению женщин в ряды подлежащих эмансипации. Требование эмансипации женщин стало одним из общедемократических лозунгов. Тема эмансипации женщин оказалась актуальной для России, России переживала момент определения статуса женщины в публичной сфере. Процесс "выведения" женщины из сферы замкнутого феодального домохозяйства начался давно. Как и многие значимые социальные процессы он начался "сверху" - толчок ему дала деятельность Петра 1 по созданию светского государства. Женское образование было поставлено на уровень государственной задачи, стало развиваться, распространяться по стране. ............ |