Часть полного текста документа: "Капричос" Франсиско Гойи Реферат по культурологии выполнил: Попов Д.С. гр.2102 Самарский Государственный Аэрокосмический Университет Самара 2002 г Введение. Творчество великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, глубоко драматический мир этого мастера были предприняты еще романтиками в середине прошлого столетия. В 1842 году Теофиль Готье посвятил ему до сих пор не утратившую своего интереса статью. Вместе с ней был опубликован первый, еще весьма приблизительный каталог эстампов Гойи, составленный друзьями Делакруа Эженом Пио и Фредериком Вилло. В 1857 году о нем писал Шарль Бодлер, в 1858 - вышла в свет монография Л. Матерона. И, наконец, в 60 - 70-х годах изучение искусства Гойи вышло за пределы художественно-критических размышлений и приобрело подлинный научно-аналитический характер благодаря трудам Валентина Кардереры, Шарля Ириаты, Поля Лефора. С тех пор поток исследований непрерывно возрастал, и ныне библиография Гойи исчисляется уже многими сотнями книг, статей, каталогов, альбомов и даже беллетристических произведений. Такой интерес к творчеству Гойи объясняется не только выдающимися художественными качествами его произведений, но далеко не в последнюю очередь и тем, что оно представляет собой человеческий документ исключительной силы, смысла и значения, поскольку этот испанец жил в эпоху глубочайших социально-исторических перемен, распада феодально-абсолютистского строя, буржуазных революций, войн, трагедий народов и переворотов в сознании людей и поскольку также его искусство было ярчайшим проявлением этой кризисной ситуации, этого процесса разрушения, гибели старого времени и рождения нового. Грань времен ощущается у него с невиданной силой. И подчас кажется даже, что Гойя сам прожил две жизни - умер вместе со смертью XVIII и родился с наступлением XIX века. В этом смысле равным ему среди современников был только великий Гётте. И подобно тому как в творчестве Гётте первая часть "Фауста" знаменует решительный выход за пределы привычных для XVIII столетия представлений, точно так же и в искусстве Гойи есть некая критическая точка, где кончается XVIII и начинается XIX век. Это знаменитая серия "Капричос". Кстати сказать, "Фауст" Гётте и "Капричос" Гойи почти одновременны. Решающий этап работы над первой частью "Фауста" - июнь 1797 - январь 1801 годов. Гойя обнародовал "Капричос" в феврале 1799 года, начав свою серию, как это теперь можно считать установленным, летом 1797 года. Сравнение "Капричос" и "Фауста" могло бы быть темой специального исследования. Но мы отметим лишь некоторые из главнейших черт их родства. Во-первых, сразу же бросающуюся в глаза удивительную конкретность образов, которые черпают свою жизненность не в сфере одного лишь "возвышенного" и "прекрасного" но решительно во всех, даже подчас самых "вульгарных" этажах реальной жизни. Во-вторых не менее очевидную связь образного строя "Фауста" и "Капричос" с самыми глубокими истоками народной фантазии, берущими свое начало еще в средневековой и ренессансной культуре. В-третьих, характерное для Гойи и Гёте умение перебрасывать мостки от самого "житейского" плана бытия к универсальному, космическому, от наблюдаемой реальности - к раскрывающему ее потаенный смысл представлению и от олицетворенного представления сущности обратно к живому явлению. ............ |