Часть полного текста документа:Коррупция в КНР: "присвоение" или "разложение"? Проблемы коррупции в системе управления носят всеобъемлющий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что это опаснейшее криминальное явление, которое подтачивает основы власти дискредитирует и подрывает ее авторитет в глазах населения, непосредственно затрагивает законные права и интересы граждан. С коррупцией пытаются бороться с большей или меньшей степенью настойчивости в ведущих индустриальных странах и наименее экономически развитых государствах, в международных и региональных организациях, в органах законодательной и исполнительной власти, в правоохранительных и армейских структурах, но, к сожалению, пока без видимых успехов. Складывается впечатление, что до окончательной победы, если это в принципе возможно, еще очень далеко. Под коррупцией авторы понимают противоправные деяния с использованием служебного положение для извлечения выгоды в личных целях, т. е. такое поведение лиц, уполномоченных на выполнение функций в государственных органах, или лиц, приравненных к ним, которое ведет к нарушению ими своих обязанностей с использованием собственного статуса и связанных с ним возможностей и имеет целью незаконное получение любых имущественных и неимущественных благ и привилегий для себя и других. Конечно, данное определение - лишь одно из возможных. Понятие "коррупция" в мировом сообществе весьма расплывчато и противоречиво. О ней постоянно говорят и пишут, проводят международные конгрессы, конференции и симпозиумы на самом высоком уровне, принимают многочисленные декларации и резолюции, но единый подход по-прежнему отсутствует. Непростая ситуация складывается и в Китае. В статье предпринимается попытка проанализировать ключевые этапы формирования нынешнего восприятия коррупции на уголовно-правовом уровне, основные параметры современной ее оценки китайским руководством, а также некоторые тенденции борьбы с указанным явлением. Вскоре после образования КНР Государственный совет в 1952 г. принял Положение о наказании за коррупцию (кит. "таньу"). В нем содержалось ее определение - присвоение, хищение, получение обманным путем, выманивание государственных ценностей, вымогательство ценностей других лиц, получение взятки и иные деяния в нарушение закона по извлечению выгоды в корыстных целях, прикрываясь общественными интересами, совершенные работниками любых государственных органов, предприятий, учебных заведений и относящихся к ним структур[1]. Очевидно, что оно отражало традиционное понимание китайцами сути проблемы и включало, как мы видим, широкий спектр уголовно наказуемых деяний. Указанная точка зрения доминировала и спустя более четверти века, на первом этапе разработки Уголовного кодекса КНР 1979 г. Так, в подготовленных в декабре 1978 г. и феврале 1979 г. вариантах проекта УК в Особенной части в качестве самостоятельной была выделена глава "Коррупция" /гл. 8/. Можно утверждать, что в дефиницию 1952 г. были внесены лишь небольшие изменения. Прежде всего, они касались новшеств в политической и социально-экономической жизни общества. Вместо "работников государственных органов, предприятий, учебных заведений и относящихся к ним структур" появились "государственные работники и работники коллективных организаций". ............ |