Часть полного текста документа:Введение. Когда, где и почему искусство "началось" - точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определённый исторический момент - оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Древняя история развивалась не только во времени - она перемещалась и в пространстве. То один, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. "И зарастали дворцы их колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни их". Неизвестно в точности, какая культура существовала до нашей эры в Западном полушарии. Культура древних майя исследована только, в её сравнительно поздних периодах: она, конечно, имела и свою древнейшую историю, но её следы утеряны. Об Американском материке европейцы до 15 века знали меньше, чем мы сейчас о других планетах, а, явившись туда с крестом и мечом, они сделали всё от них зависящее, чтобы уничтожить то, что тогда ещё сохранилось от древней культуры индейцев. На территории Мексики открыта пирамида, погребённая под потоками лавы. Геологи определили возраст лавы: восемь тысяч лет. Значит, в Западном полушарии существовали культуры намного более древние, чем в Восточном. Но они исчезли бесследно. Древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникали, начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту. Как острова посреди обширных пространств, занятых кочующими племенами, возникали в долинах больших рек эти первые государства - рабовладельческие деспотии. Их экономика была проста, основана на обширном землевладении. Сельская община - прямой потомок родовой общины, застойный, малоспособный к развитию организм. И так же, из века в век, воздвигались усилиями человеческого муравейника колоссальные храмы, дворцы и гробницы царей. Рабство сделало возможным грандиозное строительство, которое находилось в странном контрасте с примитивностью производственной основы. Искусство тяготело к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. Не странно ли: почему тогда на заре истории, когда орудия были сравнительно примитивны, а кругозор человека ограничен, - почему именно тогда он создал культ гигантского и величественного? В этом, видимо, была известная историческая закономерность: ведь переход от первобытного строя к основанной на рабстве цивилизации был действительно гигантским переворотом. Впервые человек стал создавать "вторую природу": он возводит ирригационные сооружения, обрабатывает металлы, путешествует по морям, составляет карту звёздного неба, закладывает основы медицины и математики. Он начинает сознавать себя венцом природы, а не игрушкой её и не пасынком. Никогда в последствии, ни в феодальную, ни в капиталистическую эпоху, не был с таким пафосом самоутверждения выражен в искусстве идеал исполина, победителя, как в древности. Но переход к цивилизации не только раскрепостил человеческие силы, - он принёс и порабощение человека человеком. ............ |