Часть полного текста документа:Логико-гносеологические и социальные аспекты компьютерной информатизации Чумичева Антонина Гавриловна Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Краснодар 2006 Работа выполнена в Краснодарском филиале Ростовского государственного университета путей сообщения Общая характеристика работы Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что информатика и компьютерный интеллект в науке время становятся производительной силой и катализатором научно-технического прогресса. Ускоренное развитие этой новой и многообещающей области - важнейший фактор современной общественной жизни. Однако, до создания по-настоящему мыслящих компьютеров по сравнению с возможностями моделирования процессов обработки информации в человеческом мозгу еще далеко. Компьютерная информатика находится на начальном этапе своего развития. Предсказать, каковы будут ближайшие, а тем более отдаленные результаты ее развития, чрезвычайно проблематично. Но ясно одно - компьютерная информатика уже многое изменила в нашей жизни, и обещает радикальные изменения в будущем. Последние достижения науки в области компьютеризации предметно свидетельствуют об исключительной сложности и высокой организованности "компьютерного разума". Тем не менее, при некотором внешнем функциональном сходстве с нашим разумом он по существу очень далек от него. Однако и в узком пространстве функционального сходства - при все большем расширении его - возникают общие логико-когнитивные проблемы. К сожалению, приходится констатировать, что единой концепции когнитивно-познавательной возможности компьютерной информатизации на сегодняшний день не существует. Ведется широкомасштабный поиск и анализ различных эпистемологических и социально-экологических аспектов компьютерной информатизации. Степень научной разработанности проблемы. За последние годы появилось немало работ, в которых разными учеными рассматриваются некоторые важные стороны проблемы можно судить о степени разработанности темы нашего диссертационного исследования. Так современному состоянию компьютеризации российского общества в сфере школьного образования посвящены аналитические работы А.Ю. Татаринцевой, В.Ю. Могилевой, А.О. Прикубавской, Э.Т. Селивановой, Е.Н. Ивановой, Н.Ю. Каргиной, А.А. Счисленок, В.Н. Алдушенкова, И.М. Горбаченко, И.В. Григорьевой, в которых показано влияние компьютеризации на образовательный процесс, предложена модель развития мышления учащихся при переходе их из младших классов в старшие классы. Кроме того, уточняется понятие "познавательной самостоятельности" и сформированы критерии для определения уровня сформированности познавательной самостоятельности у учащейся молодежи. В научных исследованиях С.В. Балабай, Е.А. Ковалевой, Л.Н. Стариповой выяснена социологическая обусловленность повышения эффективности профессиональной подготовки и воспитания личности посредством внедрения в учебный процесс информационных технологий, рассмотрен умножающийся эффект информационного образования и дана его классификация. В работах В.В. Ратиева и Н.А. Федотова дано определение информационной культуры, обосновано единство ее пространственно-временного континиума. ............ |