Часть полного текста документа:Масленица Наталья Шапарова Последняя неделя перед Великим постом называется сырной седмицей или Масленицей (Масляницей). Справляется этот праздник за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицей этот праздник прозвали за то, что в течение всей последней недели перед Великим постом дозволялось есть скоромные продукты, в том числе и коровье масло; а название "сырная седмица" возникло в связи с тем, что на этой неделе в среду и пятницу принято было есть сыр и яйца. Масленица была одним из самых веселых и разгульных, истинно народных праздников. Ее повсеместно именовали "веселой", "широкой", "пьяной", "честной" и т.п. Как календарная граница, разделяющая зиму и весну, Масленица, с одной стороны, как бы подводила итоги прошедшего года, а с другой, - была "ориентирована на активизацию, восстановление всех сторон и аспектов жизни в начале года наступающего, жизни биологической, природной, социальной". Этот великий праздник возник задолго до принятия славянами христианства, а потому сохранил немало языческих черт; к нему приурочивалось множество обычаев и поверий, осуждаемых церковью, но пользовавшихся в народе большой популярностью. Так, например, столь характерные для больших языческих празднеств маскарады, приходившиеся на Масленицу, воспринимались духовенством как "непристойный разгул, неистовство и разврат". Многие священники весьма возмущались тем, что "в то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время сии заблуждения люди предают душу дьяволу... Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что ужасно слышать о том всякому христианину". По этой причине Масленицу долгое время старались уничтожить, однако это так и не удалось: ее лишь сократили до восьми дней . У русских начало Масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз перед постом разрешалось есть мясо. Каждый день Масленицы имел свое название и за каждым были закреплены определенные действия, правила поведения, обряды и т.д. Так, понедельник масленичной недели именовался "встречей", так как в этот день "встречали Масляницу"; вторник называли "заигрышем" (так как с этого дня начинались разного рода развлечения); среду - "лакомкой" (так как в этот день начинались угощения блинами и другими лакомствами), "разгулом" (из-за нарастающего праздничного веселья) или "переломом" (потому что это - середина недели и праздника); четверг - "широким", "разгуляем" (так как с него начиналось самое веселье, собственно сам истинный всенародный праздник); пятница - "тещиными вечерами, вечеринками" (так как в этот день зятья приглашали в гости и угощали своих тещ); суббота - "золовкиными посиделками" (так как в этот день молодые невестки приглашали к себе на пир родных) или "проводами" (ибо на этот день часто приходились проводы Масленицы); воскресенье же - "заговеньем" или "прощеным днем" (так как здесь прощались с праздником и, кроме того, прощали друг другу все грехи, прощались и с покойниками). Собственно, в некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении ожидаемого с нетерпением праздника заботились еще с субботы предшествующей недели. ............ |