Часть полного текста документа:Москва - Петербург - Великое противостояние столиц Сейчас как никогда ранее перед Россией стоит вопрос - куда двигаться, по какому пути развиваться? Политики много спорят - идти на Запад или на Восток? Или оставаться Россией, потому, что нет ничего в мире похожего на Россию, вспомнить, что у нас есть своя, российская культура и свои корни, столь многовековые, что Западной Европе, тем более колонизированной Америке и не снились? Когда же Россия впервые пришла к этому перепутью? В свое время Русь пошла по греческому, православному пути развития. Сложные географические и внешнеполитические условия (суровый климат и постоянные набеги западных и восточных соседей), в которых жила Русь, относительная скудность земли воплощали христианское смирение и становились источником сострадания, столь свойственного русскому народу. Киевская Русь пала под яростным натиском монгольского нашествия, под ударами католической Польши и языческой Литвы. Значительная часть русского населения устремилась в Северо-восточную Русь, огражденную от завоевателей дремучими лесами и топями болот. Здесь, за естественными преградами стала формироваться Московская Русь - цивилизованное государство. В московской Руси созидательной силой выступала церковь. Святитель Петр увидел в Москве и ее князе Иване Калите надежду и опору будущей Руси. И с тех пор союз великокняжеского московского трона и митрополичьей кафедры являлся гарантом могущества Руси. Митрополиты сдерживали княжеские междоусобицы, привносили в развитие государства мир и Божью помощь. Со своей стороны они нуждались в княжеской поддержке для борьбы с ересями, распространявшимися с Запада и Востока. К концу XVII века Москва являлась стержнем закаленной в суровых испытаниях ига и смутного времени Руси. Что же случилось потом? С приходом к власти Петра Алексеевича этот стержень был вынут. Определившееся веками, выстраданное первенство Москвы, преемницы Византии, "третьего Рима" вдруг в одночасье было оспорено. Петр I поставил под сомнение богоизбранность Москвы, пренебрег покровительством церкви, что в конечном итоге привело к подрыву самих устоев православия, являющихся залогом мощи России. Петр поставил церковь на колени, сделав ее служанкой государства, ограничил ее роль исполнением "треб" светской власти. С падением Московского престола - как светского, так и патриаршего, начался новый период развития России. Период, последствия которого сказались на всей последующий истории, и, к сожалению, не лучшим образом. Таким образом сопоставление Москвы и Питера - это не просто сопоставление двух городов, двух столиц - это сопоставление двух разных путей развития России. *** Традиционная точка зрения историков-западников такова: Московская Русь к началу царствования Петра в политическом, культурном, военном и экономическом отношении находилась на краю бездны. Если бы не Петр, Московская Русь рухнула бы в эту бездну. И величие Петра заключается якобы в том, что хотя и пытками и батогами, но он заставил жителей варварской Московии перенять от Европы начала европейской культуры. Вместо варварского Московского царства Петр в кратчайший срок создал по высоким образцам тогдашней Европы Российскую Империю. ............ |