О культуре кубанского казачества
Традиционная духовная культура кубанского казачества богата и сложна. Во многом обряды и обычаи связаны как с православием, так и военным образом жизни.
Особым уважением у казаков пользуются христианские праздники Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.
Пресвятая Богородица издавна считалась заступницей русской земли, а Покров Божьей Матери являлся символом ее заступничества и помощи.
Поэтому праздник Покрова у казаков считается самым главным.
Святитель Николай Чудотворец - покровитель всех странствующих - сопутствовал казакам в военных походах.
Христианство на кубанскую землю пришло вместе с Андреем Первозванным, через 40 лет после рождения Иисуса Христа. Интересен тот факт, что на Кубани праздник Рождества Христова начали отмечать на 1000 лет раньше, чем в Киеве.
Известно, что Святки длятся с 7 по 19 января (по новому стилю).
Святки отмечались примерно одинаково по всей кубанской земле. В станицах и хуторах вводился запрет на работу и соблюдался довольно строго. Люди ходили друг другу в гости, катались на санях, устраивали молодежные гулянья. Во многих станицах популярны были кулачные бои, так называемые "кулачки". На Кубани образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с кулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: "Богатырская рука однажды бьет", но и быстрота и ловкость: "То не козак, шо поборов, а той, шо вывернувся". Определяющая роль отводилась мужеству и храбрости бойцов: "Бой отвагу любит", "Назад тики раки лазят". Важное значение придавалось соблюдению правил боя: "Нэ той правей, хто сильней, а тот, хто честней". Обычно кулачные бои велись " по справедливости", при этом порицалось явное нарушение правил ведения схватки или провоцирование драки: "Кто драку затевает, тот чаще битым бывает".
В ходе кулачного боя казаки осваивали приемы коллективного взаимодействия по ведению боя. Эффективность такого подхода выразилась в поговорке: "Гуртом и батьку добре биты".
Один из приемов ведения кулачного боя, связанный с групповыми действиями бойцов, нашел отражение в загадке: "Стали хлопци в ряд, проходыть не велят". Отгадка - плетень. Плетень здесь ассоциируется со "стенкой" - особым построением кулачных бойцов, при котором они находятся в боевой стойке, располагаясь в одну шеренгу и став плотно друг к другу.
Следует отметить, что кулачные бои не несли особой агрессивности к сопернику. После окончания боя обычно устраивалось совместное застолье, во время которого участники обсуждали ход боя, приемы ведения схватки, характеризовали бойцов по проявленным способностям. Это способствовало уяснению отдельных моментов и разбору всего коллективного поединка. Обсуждали замеченные недостатки и тактические удачи.
Итак, после гулянья на Рождество обычно за стол усаживались всей семьей. Стол старались делать обильным, Обязательно готовилась кутья - рассыпчатая каша из пшеницы или риса с сухофруктами; под миску подстилали солому, чтобы был хороший урожай.
В рождественское утро мальчики, юноши и молодые мужчины ходили по домам и пели "Рождество Твое, Христе Боже наш" и "Многая лета". В некоторых станицах ходили с вертепом или делали Рождественскую звезду со вставленной внутрь свечой и так обходили дома.
Крещенским Сочельником святки заканчивались. ............