Часть полного текста документа:Основные экспериментальные характеристики нового адаптивного вариатора Нурбей Гулиа, Дмитрий Ковчегин, Сергей Юрков Мы уже публиковали материалы по новому адаптивному фрикционному вариатору и его перспективах для бесступенчатой трансмиссии автомобиля. В этих материалах были приведены схемы как самого вариатора, так и бесступенчатой коробки передач на его основе. Также была приведена схема стенда для испытаний нового вариатора [1, 2]. На этом стенде и были получены основные экспериментальные характеристики вариатора, которые предназначены для расчета и проектирования подобных вариаторов. Новый вариатор был изготовлен на автомобильном заводе АМО ЗИЛ в Москве и испытан в стендовых условиях. Фиксировались следующие показатели: частота вращения и крутящий момент на входном и выходном валах; по этим данным вычислялись такие важные показатели как КПД, передаточное отношение кинематическое i (или без нагрузки на выходном валу), и реальное iр, т.е. с учетом проскальзывания, вызванного работой под нагрузкой. Кроме того, было осуществлено фиксирование ряда передаточных отношений вариатора, и определены значения коэффициентов упругогидродинамического (УГД) трения и проскальзывания для этих передаточных отношений. Здесь следует отметить, что последний эксперимент весьма затруднен для адаптивных, а тем более планетарных вариаторов, ввиду того, что передаточное отношение там меняется автоматически, а кроме того имеются два вида последовательно работающих фрикционных контакта - наружный (на внутреннем центральном колесе) и внутренний (на внешнем центральном колесе). Так как эти контакты находятся при оптимизированном нажиме, т.е. примерно в одинаковой степени загружены, то в качестве показателя скольжения брался обобщенный показатель скольжения, равный половинному значению суммарного проскальзывания в вариаторе для каждого контакта. Значение этих коэффициентов трения в наружном и внутреннем контактах - fн и fв, сравнивались с ранее полученными коэффициентами fн проф. X.Воячеком и проф. Н.В.Гулиа для различных проскальзываний. На графиках рис.1 и рис.2 представлены зависимости крутящих моментов на выходном валу Т и КПД ? от частоты вращения n для двух типов рабочих смазок. На рис.1 вариатор смазывался моторным маслом М-8, а на рис.2 - высокотяговой смазкой (трактантом) "Сантотрак-50" (Santotrac-50), предназначенной специально для вариаторов, и изготовляемой в США фирмой Findett Corporation. Кроме того, учитывая несимметричность системы отбора момента при вращении валов вариатора в разных направлениях, опыты были проведены при вращении их в двух различных направлениях. Кривая 1 характеризует КПД вариатора, кривые 2 и 3 - крутящие моменты при вращении входного вала по часовой стрелке и против нее (видно, что эти кривые очень близки друг к другу). На этих же графиках представлено изменение максимальных коэффициентов УГД-трения fн и fв для смазки моторным маслом (рис.1) и трактантом "Сантотрак-50" (рис.2). Эти коэффициенты определялись расчетно-экспериментальным методам по нескольким вариантам с фиксацией передаточных отношений вариатора на определенных значениях, и на графиках представлены их усредненные значения. Рис. 1. Характеристики вариатора для минерального масла Рис. ............ |