Часть полного текста документа:Пастораль C. Мокульский Термин "пастораль" (от латинского pastoralis - "пастушеский") употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии (XVI-XVII вв.). Только в этом последнем значении мы и рассматриваем здесь П. П. XVI-XVII вв. при всем разнообразии родовой принадлежности отдельных произведений этого жанра (существует П. эпическая, лирическая и драматическая) обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Для нее специфично: изображение блаженной жизни пастухов и пастушек; противопоставление беспечной жизни пастухов шумной и суетной жизни горожан, знающих нужду, горе и всякие социальные бедствия; полное отсутствие отражения реальной деревенской жизни XVI-XVII в.; наделение героев П. психикой, манерами и яз. придворной знати. Все перечисленные идейно-тематические компоненты П. свидетельствуют об ее отмежевании от буржуазно-городской культуры, об отталкивании от становящегося капитализма. Она появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания капиталистических отношений, которое явилось следствием грандиозного хозяйственного кризиса первой трети XVI века, обусловленного "революцией мирового рынка" (Маркс). Аналогичные причины вызывают также расцвет П. в других странах. В Англии и во Франции той же эпохи, не переживавших экономического упадка и укрепления феодальных отношений, П. культивировалась в наиболее реакционных кругах феодального дворянства. В целом П. является жанром феодальной реакции, который получает наиболее полное развитие в системе стиля , реализуя его основные художественно-идеологические принципы. Но хотя П. и является по существу идеологическим орудием феодальной аристократии эпохи разложения Ренессанса, однако в ней можно найти немало отзвуков отрицаемой ею ренессансной культуры. Объясняется это двойственностью и противоречивостью сознания феодальной знати XVI-XVII вв., воспитанной уже в новых условиях растущего капитализма. Отсюда - присущий П. гедонизм, индивидуализм, культ земных связей, склонность к детальному психологич. анализу. Отсюда же - своеобразный "языческий" колорит П., переполненной мифологич. образами и античными реминисценциями. Все отмеченные гуманистические элементы подчиняются однако реакционной социально-политической установке П. Преодоление гуманистических традиций осуществляется в П. эпохи Барокко, когда барочная П. вырождается в чисто придворный и салонный жанр. Родиной П. является Италия, где она вырастает на основе длительной и богатой традиции гуманистической эклоги . Создателем итальянской П. в собственном смысле был неаполитанец , автор знаменитого романа "Аркадия" (1504), канонизировавший итальянскую П. во всех ее идейно-тематических компонентах. Громадный успех "Аркадии" породил в Италии целую литературу эклог, писавшихся терцинами в форме диалога (Ариосто, Триссино, Аламанни и др.). Рядом с ними расцветает лирико-эпическая пасторальная поэма ("Ninfa Tiberina" Мольцы), стансы Тансилло (1574) и идиллический сонет (Толомеи и др.). Но самое широкое распространение получила драматическая П., развившаяся из диалогизированной эклоги. ............ |