Часть полного текста документа:"Перевал" А. Прозоров "Перевал" - литературная группировка 1923-1932. Организована под руководством А. Воронского при журн. "Красная новь". Первоначально объединяла литературный (главным образом поэтический) молодняк (М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный и др.), отколовшийся от "Молодой гвардии" и "Октября". Вскоре в "Перевал" вошли писатели: прозаики - А. Малышкин, И. Катаев, В. Губер, Н. Зарудин, М. Барсуков, Л. Завадовский, Н. Смирнов, М. Пришвин, Н. Огнев, А. Веселый, А. Караваева, П. Ширяев, А. Платонов, И. Евдокимов, Р. Акульшин, А. Перегудов, М. Вихрев, В. Ряховский, П. Павленко, А. Новиков, П. Слетов и другие; поэты - Д. Семеновский, Н. Тарусский, Н. Дружинин, П. Наседкин, Б. Ковылев, Н. Дементьев, Е. Эркин и др.; критики - А. Лежнев, Д. Горбов, С. Пакентрейгер, Н. Смирнов, Н. Замошкин и другие. На почве идейного расхождения с группой рано вышли из "П." М. Светлов, А. Караваева, Н. Огнев, А. Веселый. В связи с ростом политической сознательности советских писателей, творческим подъемом литературы и окончательным разоблачением реакционной сущности платформы "П." отход от "Перевала" сделался массовым. Продукция группы опубликовывалась в журн. "Красная новь", "Новый мир", в сборниках "П." (1-8, последние два сборника носят название "Ровесники"). "П." боролся с пролетарской литературой и критикой, исходя из троцкистского отрицания пролетарской культуры. Творчество пролетарских и близких пролетариату писателей оценивалось "П." как "бескрылый бытовизм", "примитивное направленчество", "красная халтура". "П." задачей творчества ставил "раскрытие внутреннего мира" и "его новое эстетическое оформление". Художественное творчество перевальцы толковали откровенно-идеалистически как некий сверхразумный, интуитивный, стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс. Сам художник представлялся некоею исключительной личностью, не связанной с практикой своего класса. В основу подлинного, "органического" искусства полагались "непосредственные", "первоначальные", "детские" впечатления. "Древность" Н. Зарудина, "Мастерство" П. Слетова - характерные произведения "Перевала". Творчеству "П." свойственны созерцательность, пассивное воспроизведение явлений, без проникновения в подлинную правду действительности, наоборот, с искажением этой правды. Неисторический, внеклассовый, "гуманистический" подход к действительности неоднократно приводил перевальцев в их творчестве к примиренчеству по отношению к классовому врагу ("Молоко" Ив. Катаева). Перевальцы выдвинули следующие творческие лозунги: лозунг "искренности творчества", под флагом которого оправдывались подчас заведомо реакционные произведения; лозунг "моцартианства", под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию, наконец лозунг "нового гуманизма", противопоставленный "П." реальной борьбе пролетариата и провозглашавший любовь к человеку вообще. Установки "П." встречали решительный отпор со стороны марксистской критики. В апреле 1930 была проведена в завершение всех споров в печати дискуссия о "П." в секции литературы Комакадемии. В резолюции, подводившей итоги дискуссии, платформа "П." квалифицировалась как реакционная, уводящая писателя в сторону от задач литературной и общественной современности. Опубликованная в апреле 1930 в ответ на необоснованные - по мнению перевальцев - нападки, новая "декларация" перевальцев не свидетельствовала о сколько-нибудь существенном изменении их литературно-политических и творческих воззрений. ............ |