Проектная деятельность в условиях информационной среды
Орлова Елена Владимировна, учитель информатики высшей категории, Башкортостан, г Стерлитамак, МБОУ «СОШ № 1»
В соответствии с Проектом "Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (образовательная область "Информатика")" информатика определена как одна из фундаментальных отраслей научного знания [1]. Она является фундаментом для всех современных информационных технологий. Её основные цели и задачи - это формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Другая - прикладная сторона информатики - это освоение современных методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации на базе современных компьютерных технологий. Неотъемлемой частью современною курса предмета "Основы информатики и вычислительной техники" является раздел "Информационные технологии", под которыми понимаются технологии обработки текстовой, графической, числовой информации, ее хранения, поиска, сортировки, а также мультимедийные технологии[2].
Как показывает педагогический опыт [3, 4], одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям старшеклассников является проектный метод. Формы проектной деятельности учеников при изучении информатики могут быть самыми разными, во многом зависящими от интересов и склонностей учащегося [5]. Масштабы ученических проектов также различны: от работы реферативного плана, посвященной решению локальной учебной задачи, до конкурсного проекта, развитие которого может продолжается и после окончания учеником образовательного учреждения.
Результаты работы проектной деятельности
Итогом совместной деятельности над проектом, конечно, является готовый к использованию на уроках или во внеклассной работе программный продукт. Это видимая сторона работы. Скрытые ее стороны рано или поздно также проявятся - качественный рост показателей, определяющих уровень информационной культуры всех участников образовательного процесса, повышение мотивации к обучению школьников, возрастание эффективности урока и др.
Примеры ученических проектов по определенным темам информатики
Графический редактор
Для отработки навыков выделения, копирования, вставки, а также развития творческого мышления использую проекты «Создай игрушку – головоломку Паззл»[6], «Создай ребус», «Расшифруй рисунок с помощью кода».
Текстовый редактор
В данной информационной технологии применяю проекты «Генеалогическое дерево своей семьи», «Кроссворд», «Поздравительная открытка»
Электронные таблицы
Здесь для отработки достаточно сложной темы «Макросы» используем проект «Тестовый продукт»[7]
Создание баз данных (БД)
В любом учебном заведении необходимо иметь собственную БД. Работа по созданию БД можно разбить на несколько этапов. Первый этап этой работы - создание БД "Алфавитная книга". В эту БД должна войти вся информация об учащихся учебного заведения (год рождения, домашний адрес, телефон, место работы родителей и т.д.). БД может использоваться завучами (для получения различных текущих отчетов), классными руководителями (для получения ежегодного отчета) и администрацией. ............