Федеральное агентство по образованию РФ
Ульяновский государственный университет
Факультет гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
Профилактика социальных болезней у подростков
Студентки 2 курса группы СР – 21 (у/о)
Паймушкиной Ирины
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Белоусова Елена Васильевна
Ульяновск 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения, распространения и профилактики социальных болезней
1.1 Характеристика социальных болезней (наркомания, табакокурение, алкоголизм, токсикомания)
1.2 Сущность профилактики
Глава 2. Профилактика социальных болезней у подростков
2.1 Система профилактических мероприятий
2.2 Апробация системы профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития социальных болезней у подростков
Заключение
Список литературы
Введение
Подростковый возраст не случайно называют "трудным". Это период перехода от детства к взрослому состоянию. В этом возрасте происходят значительные изменения как в физиологической сфере человека, так и в эмоционально-личностной, психологической. Можно смело сказать, что "легких" подростков просто не существует. Подросток "труден" для окружающих, труден и для себя самого. В этом возрасте происходит взросление, развивается самосознание, возникают новые формы поведения, меняются особенности мышления, формируется мировоззрение человека и т.д. Из всего этого многие ведущие психологи на первое место ставят чувство взросления и развитие самосознания, самоидентификацию.
Для подросткового возраста характерна смена ведущей деятельности. На первый план выходит уже не учеба, а общение со сверстниками. Но, к сожалению, у многих подростков оказываются не сформированными базовые социальные навыки. Потребность в общении сталкивается с элементарным неумением общаться, неумением слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.
Взросление нередко сопровождается целым рядом специфических подростковых реакций – реакцией эмансипации (которая может иногда выступать в форме детского негативизма), реакцией группирования со сверстниками, реакцией подражаний, развитием хобби и т.д.
В совокупности особенности подросткового возраста приводят к тому, что этот возраст оказывается периодом риска начала употребления табака, алкоголя, наркотиков, развития разных других форм делинквентного поведения. Лечение уже развившихся социальных заболеваний (алкоголизма, наркомании) процесс трудный и до сих пор часто недостаточно эффективный. Как и при любом заболевании, профилактика может оказаться гораздо продуктивнее любого лечения [13, с. 48].
Первое употребление алкоголя и наркотиков часто происходит именно в подростковом возрасте. Нередко из любопытства, в компании, из желания доказать свою "взрослость", быть "как все". Часть тех, кто подростком попробовал алкоголь, табак, наркотики, и в дальнейшем продолжает их употреблять, образуя группу риска для развития зависимости.
Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении именно профилактических мероприятий по предотвращению алкоголизма, табакокурения, наркомании и других форм делинквентного поведения.
Так как во многом причиной начала употребления алкоголя и наркотических веществ лежат в социально-психологических сложностях подросткового возраста, психологических проблемах процесса взросления, то и профилактика этих явлений ставит во главу угла помощи подростку именно развитие определенных социально-психологических навыков.
Проблема курсовой работы - прогрессирующая тенденция к росту социальных болезней среди подростков.
Объект исследования – социальные болезни подростков.
Целью работы является изучение специфики и путей решения проблем профилактики наркомании, алкоголизма, токсикомании и табакокурения у подростков.
Предмет исследования – профилактика социальных болезней, связанных с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением и токсикоманией, среди подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть последствия влияния табака, алкоголя, наркотических и психоактивных веществ на организм подростка.
3. Разработать систему профилактических мероприятий.
4. Апробировать разработанную программу на практике.
Глава 1. Социальные болезни
1.1 Характеристика социальных болезней (наркомания, табакокурение, алкоголизм, табакокурение, токсикомания)
Социальные болезни – болезни человека, возникновение и распространение которых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя. ............