Московский государственный университет культуры и искусств
Библиотечно-информационный институт
Факультет библиотековедения, библиографии и информатики
Кафедра управления библиотечно-информационной деятельностью
Рекламное сопровождение деятельности библиотек
(особенности, основные направления, проведение ПР)
Курсовая работа
= Исполнитель-студент
Махагова Р. Д. Научный руководитель
к. п. н., доцент
Дементьева Н. Ю. _______
Москва, 2008
План
1. Введение………………………………………………………………с. 1
2. Определение ПР………………………………………………………с. 2 - 4
3. Зарубежный опыт: учимся маркетингу……………………………...с. 5 - 7
4. Опыт российских специалистов……………………………………..с. 8 - 9
5. Опыт казахских специалистов на примере Южно-Казахстанской областной научно-технической библиотеки………………………..с. 10 - 12
6. ПР-деятельность Российской государственной библиотеки………с. 13 - 16
7. Связи с общественностью: перспективы развития библиотек…….с. 17 - 20
8. Заключение……………………………………………………………с. 21
9. Список использованной литературы…………………………………с. 22
1. Введение
Вопрос, как повысить популярность библиотеки и привлечь внимание общества к ней, давно занимает библиотековедов и библиотекарей-практиков. Васильева В. Н., в комплексном пособии по управлению библиотеками «Библиотечное дело» (СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912), среди общих вопросов выделила подраздел «Гласность», в которой указано: «Библиотеки должны обратить большое внимание на распространение сведений об их деятельности, пользуясь всяким поводом, чтобы заговорить о ней». Подчеркнуто, что «даже отрицательные стороны деятельности библиотеки должны быть выставлены на свет: шум, вызванный ими, недовольство, критика – все это залог процветания дела и несравненно полезнее для него, чем замалчивание» (с. 126-127)
В современной профессиональной лексике широко используется англоязычное понятие «паблик рилейшнз» (PR, ПР или «Пи Ар»), что в переводе с английского языка значит «связи с общественностью».
В США, на родине ПР, давно существует мнение, что связи с общественностью для любой организации, вне зависимости от организационно-правовой формы, означают приблизительно то же самое, что здоровье для человека: чем их больше по количеству и чем лучше по качеству, тем она дееспособнее и эффективнее функционирует. Это касается деятельности российских библиотек в целом, а также их подразделений в частности, и в особой мере тех, которые связаны с обслуживанием читателей. Таким отделам жизненно необходимо углублять ПР-контакты и интенсивнее изучать группы общественности (а они могут отличаться друг от друга по половому, возрастному, профессиональному, поведенческому и иным признакам и по разному относиться к услугам библиотеки).
Знание и творческое практическое применение паблик рилейшнз сегодня, пожалуй, как ни одно другое направление менеджмента, необходимы для российских библиотек и входящих в их структуру библиографических и маркетинговых служб, потому что ПР способствует общению, взаимопониманию, сотрудничеству между организацией и её общественностью, увеличивают степень доверия, обеспечивают устойчивость и стабильность обращений пользователей библиотеки, успех и результативность её работы. ............