Часть полного текста документа:Результаты полувекового изучения соматических особенностей и физических качеств детей и подростков Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент ЕА АМН, заслуженный работник высшей школы РФ Р.Н. Дорохов Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск Проблемы роста и развития ребенка в медико-биологическом и педагогическом плане продолжают оставаться в центре внимания специалистов различных областей знаний. Гетерохронность развития основных систем жизнеобеспечения человеческого организма детально изучена на протяжении последних десятилетий. Наработки исследователей спортивных дисциплин свидетельствуют о необходимости интеграции этих знаний о человеке и рассмотрения новых позиций в оздоровительной и адаптивной физической культуре [2, 6, 23]. Имеющиеся в литературе данные рассчитаны на какого-то не существующего "усредненного человека", не учитывают ни соматического типа, ни варианта биологического развития. Расхождения реальных измерений со "стандартными" особенно заметны в подростковом возрасте [3, 15]. Задачей исследования было изучить динамику ростовых процессов организма в целом, его соматических компонентов и силовых характеристик 13 основных мышечных групп методом продольных наблюдений в течение 5-13 лет при различных двигательных режимах. За истекший 45-летний период наблюдений разработаны оригинальный метрический метод соматодиагностики [7], оценки силового типа [3, 4], оценки выраженности мышечной массы [5, 12], педагогический метод тестографии [20], компьютерный метод и программа соматодиагностики [10], пантографический метод оценки подвижности отделов позвоночного столба [11, 12]. Изучены изменения костей при статических, статодинамических и динамических тренировочных нагрузках [22], разработан безэталонный метод денситометрии [10, 8]. Все инновационные работы выполнены под руководством профессора Р.Н. Дорохова. Они защищены 46 рационализаторскими предложениями, 4 авторскими свидетельствами, 6 докторскими и 39 кандидатскими диссертациями. В выполнении широкого плана исследований кафедры принимали участие сотрудники спортивных кафедр СГИФКа, аспиранты и соискатели, сотрудники Смоленской государственной медицинской академии [9, 15, 18] и Ростовского государственного медицинского университета [21]. Широко использовались методы: соматометрии, компьютерной соматодиагностики, тензодинамографии, ступенчатой тензодинамографии, гониометрии, педагогическое тестирование, тестография, факторный, кластерный, корреляционный анализы, оценка вариативности. Располагая материалом продольных наблюдений за более чем 10 тысячами детей, можно говорить о некоторых закономерностях, выявленных в детских коллективах за период с 1966 г. по настоящее время. Были определены возрастные интервалы между измерениями, позволяющие объективно выявлять гетерохронность роста и развития. У детей с 3 до 4 лет - это три месяца, с 5 до 7 лет - полгода. Обстоятельная работа Ю.С. Куршаковой [13] создала научную основу для интервальных измерений при изучении продольных, поперечных и глубинных размеров тела детей и подростков. Рекомендуемый в литературе шаг измерений непригоден при педагогических исследованиях, так как изменения двигательных умений связаны со зрелостью нервной системы. ............ |