Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Волгоградский социально-педагогический колледж Кафедра педагогики и психологии "Роль воображения в игровой деятельности дошкольников". Выпускная квалификационная работа Исполнитель: Сихварт Светлана Владимировна студентка группы 5 "Ж" Научный руководитель: Передельская Светлана Александровна Рецензент:_________________________________ Дата допуска к защите:______________________ Волгоград 2002г. Оглавление Введение 3 1. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельности дошкольников. 5 §1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях 5 §2. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста 22 §3. Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников 26 Вывод по 1 главе 31 2. Глава 2. Опыт экспериментального исследования роли воображения в дошкольном возрасте 33 §1. Организация и методики изучения особенностей воображения в дошкольном возрасте 33 §2. Результаты изучения особенностей воображения в дошкольном возрасте и их анализ. 37 §3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию воображения у детей 45 Вывод по 2 главе 49 Заключение 51 3. Библиография 52 4. Приложение 53 Введение Воображение - великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: "Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения". Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна. Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает "сочинять", "воображать", сочетая реальное с воображением. [2] Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер. В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое входят мечта и фантазия. Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве. Эффективнее всего в игровой деятельности. К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. ............ |