Часть полного текста документа:Шесть родов икон Лепахин В. В. В святоотеческой литературе можно встретить широкий набор терминов, употребляемых для обозначения, раскрытия или уточнения смысла, вкладываемого автором в понятие "икона". Все понятия на протяжении веков в разных контекстах использовались Св. Отцами в соотнесении с главным термином - икона - для его уточнения и утверждения. Они не заменяли его, а наполняли богатством оттенков, что наблюдается вплоть до окончательной победы иконопочитания в IХ веке, когда термин "икона" стал основным не только для церковного искусства, но и важнейшим для православного богословия в целом. Особенно ярко иконоцентричность богословия проявилось у двух столпов иконопочитания прп. Иоанна Дамаскина и прп. Феодора Студита.(1) При этом слово "икона", как наиболее полно и адекватно выражавшее суть явления, вобрало в себя многие оттенки предшествовавших и параллельных ему терминов. Из них в святоотеческом богословии наиболее часто соседствовали "образ" и "икона''. Прп. Максим Исповедник в "Тайноводстве" не раз употребляет эти понятия рядом - как взаимодополняющие.(2) В некоторых переводах на русский язык они передаются одним словом "образ", в других же - двумя: "образ", "икона", "изображение". Николай Кавасила в своем истолковании Божественной Литургии также использует два термина рядом как разъясняющие один другой. Эти примеры свидетельствуют о семантической и терминологической близости двух понятий. Они соединяются иногда в сложное слово - "иконотип", которое так же, как и "иконообраз", полнее и точнее выражает суть явления - двуединство видимого и невидимого. В "Третьем защитительном слове против порицающих святые иконы или изображения" прп. Иоанн Дамаскин ставит несколько вопросов. Среди них: что есть икона, как много родов образов существует, что может быть изображаемо - (воиконовлено) и что нет, кто первый сделал икону. Согласно прп. Иоанну, икона есть подобие, образ и отпечаток того, что изображено, воиконовлено. Прп. Иоанн детально не раскрывает содержание этих трех терминов, которые он употребляет, но по другим его высказываниям об иконах можно понять, что "подобие" говорит о наличии в иконе определенных свойств оригинала, первообраза, прототипа, "образ" - о причастности иконы к духовным, умопостигаемым качествам оригинала, "отпечаток", оттиск - о внешнем сходстве иконы с оригиналом, что полностью соответствует учению других Отцов. Особенно подробно прп. Иоанн говорит о родах икон. Он выделяет их шесть. Первый род образа - "естественный и во всем сходный Образ невидимого Бога - Сын Отца, являющий в Себе Отца". Главное понятие здесь для прп. Иоанна - "естественный", ибо это Образ, рожденный в вечности "прежде всякой твари" (Кол.1:15), Образ нетварный и потому "совершенно равный, во всех отношениях подобный Отцу, кроме того, что не нерожден". Сын - это Первоикона, Первообраз и Образ всех образов. Иконичность или "образность" естественна, она рождается из самой сущности, природы Триединого Бога. Второе Лицо Пресвятой Троицы в вечности рождается от Отца и как Сын, и как Слово-Логос, и как Образ Ипостаси Отца. Все другие виды образов сотворены, созданы или изготовлены "через подражание". "Кто первым сделал икону?" - спрашивает прп. Иоанн Дамаскин. И отвечает: "Сам Бог первым родил единородного Сына и Слово Свое, Свою живую природную Икону, во всем сходный образ Своей вечности, создал человека по образу Своему и по подобию". ............ |