МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства
Реферат
на тему: Структура научного знания
Студент
УЭФ, 2курс, РЭУ
Н.А.Жукова
Проверил
к.э.н., доцент
Т.В.Прохорова
Минск 2007
Введение
Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной практической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, верное выражение в сознании человека. Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.
Знание может быть относительным и абсолютным.
Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основу составляет отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его практической (производственной, общественной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека вызвана практикой и направлена на практическое овладение действительностью. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в противоречии между безграничной сложностью объективной действительности и ограниченностью наших знаний.
Основной целью познания является достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас.
Научное познание обладает рядом характеристик:
1. направленность на производство знания;
2. четкое выделение предмета познания, которое сопряжено с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее различных структурных уровней;
3. использование специализированного инструментария;
4. регламентация определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления);
5. наличие специализированного языка, который постоянно адаптируется к специфике познавательных действий.
1. Структура научного знания
Научное знание является сложной системой с разветвленной иерархией структурных уровней.
В структуре научного знания выделяются два уровня:
1. эмпирический уровень;
2. теоретический уровень.
Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан с источниковым знанием и в этом отношении более объективен.
Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня. ............