Колчуринский Н. Ю.
Психология, физика и эволюция. (Доклад на 15 Международных Рождественских образовательных чтениях. (Секция «Православное осмысление творения мира»).
Чем определяется очевидный и прогрессирующий на глазах упадок нравов среди молодого поколения? – Факторов много, и они не только связаны с наплывом разлагающей информации из стран Запада – есть и внутренние факторы, традиционно унаследованные от советских времен. Одним из важнейших факторов этого рода - Эволюционный материализм, доминирующий в учебных программах наших школ и вузов. На мой взгляд, это мировоззрение можно сравнить с представлениями астрономов о какой-нибудь системе двойной звезды с вращающимися вокруг этой пары звезд, сателитами-планетами.
Действительно, в эволюционном материализме (ЭМ) есть два основных постулата:
1. ЭМ претендует на объяснение всего при помощи физических законов. Этот взгляд был сформулирован Резерфордом следующим образом – все научные дисциплины делятся на физику и коллекционирование почтовых марок. С этой точки зрения химия и современная биология, разумеется изучают свои специфические объекты, но в конечном итоге – их объяснения ничто иное как приложение фундаментальных физических законов к весьма специфическим ситуациям.
2. ЭМ претендует на то, что все есть результат эволюции.
Эти два постулата - ядро ЭМ, и если говорить о современном ЭМ, к нему нужно добавить еще и ряд более частных распространенных моделей: Большой взрыв, дарвиновская эволюция и т.д. Все элементы этой системы как-то связаны друг с другом, как связаны друг с другом силами гравитации две звезды и все элементы их планетарной системы. Ядро и совокупность более мелких моделей будем называть далее концепцией ЭМ.
Именно такое мировоззрение формируется в школе на основе тех учебников по естественным наукам, которые предлагаются для изучения нашим школьникам. Вывод из всей этой картины очень прост (разумеется – он нигде не афишируется, поскольку крайне не педагогичен, но всякий думающий подросток легко может сделать его сам и без помощи школьных учителей): человек – это просто кусок мяса (разумеется, очень сложно устроенный). Следующий логический этап – прост. Никаких моральных ограничений на действия по отношения к «куску мяса» быть не может, поскольку нравственное, тем более жертвенное отношение к бифштексу или антрекоту – полный абсурд. Вот так элементарно сознание нашего подрастающего поколения выводится «по ту сторону добра и зла»…Потенциальные следствия всего этого ясны без комментариев.
Рассмотрим некоторые используемые в науке критерии, которым должна отвечать любая концепция, направленная на объяснение происхождения чего бы то ни было, чтобы претендовать на научность, а не быть просто неким фантастическим мифом, и попробуем определить, отвечает ли этим критериям концепция ЭМ.
1. Концепция должна подтверждаться фактами. В связи с этим:
а) отсутствие наблюдаемых фактов, подтверждающих концепцию– плохо,
б) принципиальная их недоступность - еще хуже,
в) неспособность объяснить факты при наличии претензий на объяснение - тоже плохо.
г) факты, противоречащие концепции - то же очень плохо.
д) Если отсутствует принципиальная возможность построения такого эксперимента или наблюдения, результаты которого опровергали бы концепцию – то же очень плохо. ............