МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Теоретико-методологический анализ формирования навыков связной монологической речи у детей с ОНР III уровня
Студентки 3 курса ОЗО группы 2985
по специальности 050715.65-"Логопедия"
Лыжиной Н.В.
Научный руководитель: к. пед. н.,
доцент кафедры специальной педагогики,
Дмитриева Л.И.
Тюмень, 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе
1.2 Психологические и лингвистические характеристики связной речи
1.3 Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР
1.4 Специфика коррекционной работы по формированию навыков и умений связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР
Глава 3. Формирование навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента
3.2 Содержание коррекционной работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение Актуальность. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. ............