Часть полного текста документа:Учиться на собственных успехах, или как помочь себе в анализе своей деятельности И. Хервиг-Лемпп Иоханнес Хервиг-Лемпп (1957) - дипломированный социальный педагог, является системным социальным педагогом, супервизором в сфере работы с наркоманами, психически больными людьми. Специалист школы г. Мерзебурга (ФРГ). Его теоретические исследования могут быть полезны многим специалистам в различных областях знаний. Шесть аргументов и одна инструкция для беседы по обсуждению успехов Вместо вступления Есть несколько причин для того, чтобы сделать наши успехи темой специального разговора. Такой разговор поможет обеспечению и улучшению качества работы. Когда мы пытаемся осознать свои успехи, то делаем определенные выводы, которые можем в дальнейшем использовать в своей работе. Автор представляет простое руководство по обучению тому, как систематизировать и использовать свои успехи. Его можно применять в групповой работе. Не в последнюю очередь оно предназначено и для ориентированных на успех бесед с клиентами. Неужели нужно в очередной раз сетовать на любовь пожаловаться, присущую социальным работникам? Совершенно очевидно нет. Конечно, можно было бы пожаловаться на объективные обстоятельства, однако сейчас самое время заострить свой взгляд на ресурсах. Исходя из собственных ресурсов, знаний, способностей, мы можем еще очень многому научиться. Для обсуждения успехов существует целый ряд хороших аргументов, которые представлены здесь вместе с руководством по ведению разговора об успехах. На ошибках учатся, это, конечно, правильный девиз. Но слишком редко мы задумываемся над тем, что можно научиться и на успехах из повседневной практики. Рефлексия и анализ собственной деятельности - важные составляющие социальной работы. В целом в данной модели представлен инструмент повышения качества работы, который может иметь значение для дальнейшего совершенствования специалиста. Эта модель была опробована, изменена и усовершенствована в работе с различными коллективами социальных работников в области супервизии (cупервизияконсультация социальных работников-практиков специально подготовленным экспертомсупервизором. - Прим. авт.) и повышения квалификации (Хервиг-Лемпп, 1993, 1997). Эту концепцию можно без труда взять на вооружение, использовать и даже изменять. Она меняет позицию социального работника и целого коллектива. При этом центр внимания смещается с ошибок и неудач на позитивные моменты социальной практики. Иначе говоря, это перенос концепции, ориентированной на успех и ресурсы клиента, на собственную профессиональную деятельность. Приглашение к эксперименту Я предлагаю вам простой эксперимент. Вспомните одну из ситуаций последней рабочей недели, в которой вы были довольны собой, о которой вы подумали: "Это у меня получилось", после которой вас похвалили бы ваши коллеги. Это должно быть не что-либо глобальное, а скорее несущественное, может быть, не бросающееся сразу в глаза, но сейчас это пришло вам на ум первым. Я уверен, что у каждого из нас есть многочисленные небольшие и отдельные достаточно глубокие переживания успехов своей работы, иначе мы просто не смогли бы работать. Зарубежный опыт Итак, возьмите ситуацию, которая вам первой пришла на ум, представьте ее себе и запишите на листе бумаги тремячетырьмя предложениями или, еще лучше, расскажите о ней кому-нибудь. ............ |