Часть полного текста документа:Владимир Емельянович Максимов (наст. Лев Алексеевич Самсонов) (1930-1995) МАКСИМОВ, ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (наст. фамилия, имя и отчество Самсонов, Лев Алексеевич) (1930-1995), русский писатель, публицист. Родился в Москве 27 ноября 1930, сын рабочего, репрессированного в кампанию борьбы с троцкизмом. Сменив фамилию и имя, сбежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Получил профессию каменщика в школе ФЗО. Работал на стройках, искал алмазы на Таймыре. В 1951, после освобождения из мест заключения, был определен на жительство в одну из станиц Кубани. Начал выступать как колхозный поэт в газетах Краснодара; в 1956 в г.Черкесске опубликовал сборник стихов и поэм "Поколение на часах" - художественно невыразительный в силу поверхностной публицистичности и штампованности поэтической речи. В 1961 в сб. "Тарусские страницы" вышла повесть Максимова "Мы обживаем землю", где на основе впечатляющего личного опыта рассказывалось о поисках "аутсайдерами", таежными бродягами, мужественными и неспокойными людьми, своего места в жизни. В 1962 известный писатель-функционер В.А.Кочетов опубликовал в руководимом им журнале "Октябрь" повесть Максимова "Жив человек", вызвавшую доброжелательные отклики (инсценирована в 1965 Московским театром драмы им. А.С.Пушкина), и ввел молодого литератора, с конца 1950-х годов вернувшегося в Москву и в 1963 принятого в СП СССР, в редколлегию своего издания (1967-1968). В 1964 Максимов опубликовал "производственную" пьесу "Позывные твоих параллелей". В то же время усиление трагических нот в творчестве Максимова (рассказы "Дуся и нас пятеро", "Искушение; Шаги к горизонту", др. назв. "Баллада о Савве", все 1963; повести "Дорога", 1966; "Стань за черту", 1967), острота коллизий, обнажавших социальное неблагополучие советского общества и искажение в нем нравственных ориентиров, привели писателя к созданию программного романа-эпопеи "Семь дней творения" (1971), пронизанного тоской по христианскому идеалу. Здесь прослеживается судьба крестьянского рода Лашковых, оторванная от корней - земли и православия, их новые социальные роли - железнодорожники, строители, дворники, актеры, лесничие, их новая житейская география - от Москвы до казахстанских степей, их печальная подчиненность законам тоталитарного государства, возбуждавшего то неестественную тягу к перемене мест, то неистовый энтузиазм, то политическую подозрительность и ввергшего народ в губительный водоворот войны. Тяжкое прозрение переживает старейшина рода Лашковых, самоотверженно служивший "делу коммунизма" и на исходе жизни осознающий горькую неправоту своего пути. Проповеднически-морализаторский, откровенно тенденциозный пафос жесткой прозы Максимова вместе с тяготением писателя к "босяцкой" романтике, людям "дна" с их неизменной ненавистью к любым благополучным хозяевам жизни, особенно ярко проявившийся в первом романе Максимова, позволяет критикам видеть в его творчестве сплав художественных традиций Ф.М.Достоевского и М.Горького. Одновременно эта тенденция способствовала расцвету публицистики Максимова, затрагивающей вопросы политики, религии, идеологии, литературной жизни, национального самосознания, непримиримой к фальши не только советского, но и постперестроечного общественного устройства (как и западной демократии - памфлет "О носорогах") и ассоциирующейся порой с современным русским антизападничеством и "почвенничеством". ............ |