СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Структура личности и профессиональная ориентация подростков как объекты психологического анализа
1.1 Природные задатки и социокультурные качества в структуре личности подростка
1.2 Значение окружающей среды в развитии личности молодого человека
1.3 Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе человеком своей профессии
Глава II. Диагностика профессионально значимых качеств личности и профессиональной направленности у подростков
2.1 Описание диагностических методик
2.2 Диагностика профессионально значимых качеств личности, профессиональных склонностей и профессиональной направленности у учащихся старших классов школы 1356 г. Москва
2.3 Результаты констатирующего эксперимента
Глава III. Организация профориентационной работы в школе
3.1 Программа профессиональной ориентации подростков
3.2 Организация и проведение профориентационной работы
3.3 Результаты формирующего эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Процессы гуманизации, демократизации и информатизации общества, быстрые темпы научно-технического прогресса обусловили необходимость модернизации российской образовательной системы. Новая система образования призвана создать условия для реализации индивидуальных образовательных и профессиональных планов каждого члена общества в соответствии с его жизненными целями, направленностью личности и способностями. Существенным шагом на пути к обновлению стала Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая в качестве одного из приоритетных направлений развития выделяет профилизацию школьного обучения.
Профильное обучение вводится в старших классах общеобразовательной школы и выступает в качестве средства индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, позволяющего более полно учитывать склонности и способности учеников, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их образовательными и профессиональными планами.
Профилизация обучения в старших классах приводит к необходимости более раннего самоопределения школьника в отношении профилирующего направления собственной учебной деятельности. Выпускник девятого класса оказывается перед выбором профиля обучения, и этот выбор очень ответственен, так как напрямую связан с профессиональным самоопределением и выбором учебного заведения.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего профильному самоопределению школьников, является введение предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования. В качестве нормативно-правовой основы предпрофильной подготовки выступают "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования" и "Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях". Эти документы определяют предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их профильному самоопределению по завершении основного общего образования.
В настоящее время в области предпрофильной подготовки основные исследования ведутся в направлениях разработки, теоретического обоснования и внедрения в практику массовой школы:
– различных механизмов и моделей реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников (Г.Ф. ............