Часть полного текста документа:Возрастные закономерности и сенситивные периоды развития базовых видов координационных способностей у детей с нарушением речи в сравнении со здоровыми школьниками 8-15 лет Кандидаты педагогических наук, доценты И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова Кандидат педагогических наук Н.П. Филатова Е.Ф. Мухамедьярова, Сибирская государственная академия физической культуры, Омск Научно-исследовательский институт деятельности человека в экстремальных условиях СибГАФК Актуальность исследования. Нарушения речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. А поскольку, по данным статистики, число детей с речевыми расстройствами растет, то актуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение. Одно из ведущих мест в такой работе занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов (В.М. Бехтерев, 1954; И.Т. Власенко, 1990, и др.), двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателях физического развития. В литературе отмечено, что ведущим нарушением двигательной сферы детей-логопатов является отставание в развитии координационных способностей (КС) (Л.Г. Журба, 1981; Л.О. Бадалян, 1988; Е.М. Мастюкова, 1992, и др.). Важнейшим методическим положением при воспитании КС у здоровых детей является учет возрастно-половых закономерностей и индивидуальных особенностей развития различных видов данной способности. При решении этой задачи для детей с аномалиями в развитии на первое место выходит подбор методов и средств, учитывающих особенности протекания заболевания, характер и степень двигательных нарушений, медицинские противопоказания при занятиях физической культурой, психофизиологические особенности детей с той или иной патологией в развитии. Необходимо учитывать, что у аномальных детей имеются нарушения деятельности коры головного мозга, работы анализаторных систем, что значительно отражается на формировании физиологических механизмов координационных проявлений. Цель коррекционной работы при воспитании КС у аномальных детей, на наш взгляд, - достижение оптимального гармоничного уровня развития всех видов базовых КС. Для разработки программ воспитания КС у детей с нарушением речи необходимо сначала выявить уровень развития различных видов КС, сравнить с теми же показателями здоровых детей, выявить и оценить характер и степень координационных нарушений у детей-логопатов. Задачи исследования. На первом этапе наших исследований предстояло изучить базовый уровень развития КС, выявить возрастные закономерности и особенности развития некоторых видов КС практически здоровых учащихся 8-15 лет и детей с нарушениями речи. Организация исследования. Исследования проводились на базе НИИ деятельности человека в экстремальных условиях (НИИ ДЭУ) СибГАФК, школы-интерната № 19 для детей с общими нарушениями речи и общеобразовательных школ № 77 и 56 г. Омска в 1998 - 2000 гг. Для решения поставленной задачи использовалась разработанная программа комплексного тестирования уровня развития различных видов КС. ............ |