Часть полного текста документа:ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРВОЗВАННОГО АПОСТОЛА (о почитании святых мощей святого апостола Андрея Первозванного) "И Слово стало Плотью". Из этого основополагающего утверждения христианства возникло совершенно новое, незнакомое античному миру, отношение к телесности. Если Бог стал человеком, если Он стал плотоносцем, значит персть уже не "темница духа", как думали античные философы, а данное человеку от Бога благословение - знак полноты его бытия. "Человек более, чем ангел создан по образу Божию" - учил в XIV веке святитель Григорий Палама, один из наиболее известных Отцов Церкви. Смог ли принять подобный строй мысли, не изменив своему мировоззрению, античный грек? Сомнительно. Отношение к плоти как к сосуду благодати возможно лишь для того, кто принимает веру в то, что Бог стал человеком... Поэтому известное обвинение протестантов - "православные отошли от чистоты христианской веры, так как они поклоняются мощам и иконам" - не только несправедливо, но и свидетельствует об умалении христианского мировоззрения в самом протестантизме. Это сам протестант мыслит по-эллински, когда недоумевает, как Бог в Своей благодати может реально присутствовать в мощах или иконе. Это его христианская вера недостаточно последовательна. Ведь если Слово стало плотью, плоть освящена, духоносна, приобщена Божеству, а значит, и достойна почитания. Нетление - свидетельство победы, знак жизненной полноты, приобщенности к благодати. Нетленные мощи - это видимое свидетельство о том, что Бог в Своей Славе соприсутствует персти. Человек находится не где-то на периферии мироздания. Его не только "видят". Бог дарует человеку не только Свой взгляд, но и Свою благодать, человек сопричастен Божеству - Той Славе, Которой был облечен Бог еще до создания мира. Нетление мощей, истечение из них мира или чудеса, происходящие от них, - свидетельство святости человека, т.е. свидетельство того, что он жив, предстоит Богу и испрашивает у Него для нас полноту жизни. Слово "мощи" понимается шире, чем телесные останки. Можно сказать, что мощи - это то, что "оставил" нам святой. Греческое слово "та лепсана" происходит от глагола "лепо" - оставляю. Акцент здесь на идее связи, живого и животворящего наследия. Это то, что осталось от святого, не только его телесные останки, но и личные вещи или одежда, к примеру, "милоть" пророка Илии или опоясание с тела апостола Павла. Почитание мощей - очень древняя христианская традиция. Первым достоверным свидетельством такого почитания является рукопись "Мученичество Поликарпа" (II век по Р. Х.), где описывается мученическая кончина ученика святого апостола Иоанна Богослова Поликарпа Смирнского и, в частности, почитание его останков смирнскими христианами. Традиция совершать литургию на антиминсе (плат с изображением положения во гроб Спасителя со вшитыми в него мощами) происходит от практики древних христиан, которые совершали Евхаристию в катакомбах, на гробах мучеников. Отсюда же и традиция строительства над мощами храмов или обычай возлагать святые мощи в основание церковных престолов. О вселенском измерении почитания Божиих угодников свидетельствует другая благочестивая традиция - торжественно переносить мощи из одного города в другой. В строгом смысле слова не существует "русских", "украинских" или "греческих" святых, есть святые единой Кафолической (Соборной) Церкви, просиявшие в Греции, России, Украине или какой-либо другой стране. ............ |