Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Институт психологии им. Л.С.Выготского
Факультет психологии
Михалёва Алла Сергеевна
Дипломная работа студентки 5 курса заочного отделения
Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников
Москва 2007
Оглавление
Введение
1.Теоретические аспекты мануальной асимметрии и её взаимосвязь с эмоционально-личностной и когнитивной сферой у младших школьников
1.1 Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга
1.2 Функциональная асимметрия и межполушарное взаимодействие
1.3 Онтогененез функциональной асимметрии мозга
1.4 Мануальная асимметрия и специализация полушарий мозга
1.5 Межполушарная асимметрия и эмоционально-личностная сфера
1.6 Межполушарная асимметрия и память
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мануальной асимметрии с эмоционально-личностной и когнитивной сферой
2.1 Методики исследования
2.2 Результаты и обсуждение
2.2.1 Исследование мануальной асимметрии младших школьников для разделения их на группы с разной степенью доминирования рук
2.2.2 Исследование тревожности в выделенных группах младших школьников
2.2.3 Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер
2.2.4 Исследование зрительного восприятия в выделенных группах младших школьников
2.2.5 Исследование произвольного и непроизвольного запоминания в выделенных группах младших школьников
2.3 Исследование взаимосвязи профиля мануальной асимметрии и сформированности когнитивных и личностных особенностей
Заключение
Список литературы
Введение
Индивидуальная картина мозговой организации и психической деятельности cскладывается в течение длительного процесса онтогенеза. В результате взаимодействия природных предпосылок и культурно-исторического опыта, которые усваивает ребенок, формируются функциональные системы по обеспечению высших психических функций.
Межполушарная организация психических процессов – это важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.
Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие.
Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту. Процесс латерализации функций головного мозга в онтогенезе происходит не линейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации. Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе.
Степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития. ............