Законность как правовая категория и социальное явление
В историческом плане представления о законности возникли намного позже самих законов (божественных, естественных, человеческих) и формирования политической власти. Первопричиной становления законности можно рассматривать необходимость легализации деятельности политической власти как необходимого условия подержания баланса интересов человек – общество – государство. История возникновения и развития категории «законность» непосредственно связана с возникновением и развитием государства. Этим и объясняется обращение представителей отечественной юридической науки в процессе изучения феномена законности к наиболее ранним периодам развития государства и права.
В развитии представлений о законности можно условно выделить следующие исторические этапы: дореволюционные представления о законности, социалистическая законность, постсоциалистические (или современные) представления о законности.
Появлению и утверждению в государственной и общественной практике понятия «законность» в России способствовало образование Указом Петра 1 от 12 января 1722 года прокуратуры, отвечающей за строгое и точное соблюдение всех установлений, исходящих от государя, а затем и от высших государственных органов. Строгое соблюдение законов государства, надзор за которыми был возложен на прокуратуру, в последующем стало трактоваться как надзор за законностью, а сама законность – как точное и строгое соблюдение действующих законов. Реформы Петра 1 положили начало истории становления практической законности: он не только ввел в России понятие законодательства, создал специальный орган для обеспечения законности, но и определил ее сущность как выражение воли верхов, обеспечении их интересов на основании строгого соблюдения законов.
В период царской России внимание общества и правовой науки было направлено на попытки проникнуть в суть понятия законности, на оценку существовавшего положения в области законности. К чертам, характеризующим состояние российской законности того времени, следует отнести: предпочтение государством силовой концепции обеспечения исполнения законов; высокий уровень организации карательных органов; негативное общественное отношение к соблюдению законности; открытое неуважение к закону или правовой нигилизм. Именно в связи с этим положением в обществе в 1912 г. В. Набоков писал: «Чтобы говорить о законности, нужно, прежде всего, прочно и незыблемо установить само понятие закона… Конституционный принцип законности будет подорван, если власть управления – верховного или подчиненного – станет вторгаться в область, по существу принадлежащую власти законодательной. И тем самым будет нанесен тяжелейший удар идее законности. Здесь подчеркивалась значимость соблюдения принципа разделения властей для обеспечения законности.
Тогда понятие законности сводилось, прежде всего, к подзаконности самого существования государственной власти, необходимости осуществления деятельности в соответствии с законами, исходящими от народа и защищающими естественные права и свободы людей. Но эта концепция на деле оказалась несостоятельной.
Излагая свое видение законности, представитель дореволюционной юридической науки Б.А. Кистяковский пишет: «Законность предполагает строгий контроль и полную свободу критики всех действий власти, а для этого необходимо признание за личностью и обществом их неотъемлемых прав. ............