Методика изучения звуков на уроке русского языка в начальной школе
Урок 1
Задачи:
1: Сообщение темы урока: - Сегодня мы изучим новые звуки. Но сначала давайте подготовим наш артикуляционный аппарат.
2:Артикуляционная гимнастика.
1. Жил был язычок, длинный – предлинный, вот такой. Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно на счет «раз – два». (повторить 8 – 10 раз)
2. Жил он за заборчиком - зубами. Покажите, какой ровный заборчик – зубы. Оббьем движений – как при артикуляции звука «и». Под счет «раз – два» губы раздвигаются и снова смыкаются. (повторить 8 – 10 раз).
2а): А с какими, вы узнаете, поиграв в игру «Доскажи словечко»:
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать…(сверчок).
То погаснет , то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый …(светлячок)
Ходит длинный, пасть с клыками.
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный он,
Ты узнал, кто это?...(слон)
2б) - Что общего в словах сверчок, светлячок, слон? (Это живые существа. Слова начинаются на звук [с] – согласный, глухой, твердый.)
- вспомните слова со звуком [с']. (Сено [с'], силач [с'], сирота [с'] и др.)
2в) Дорисуйте схему - "звуковичка". С.
3:Звуковой анализ слова со звуком [с] слон, [с'] сено
4: Постановка звуков:
- При произнесении звука [с] язык упирается в нижние зубы и образует желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. По бокам желобок закрыт боковыми краями языка. Струя воздуха холодная, вы ее можете ощутить, если поднесете ко рту руку (тыльной стороной кисти).
Вспомните, с каким звуком воздух выходит из насоса и свистит («с – с – с – с – с»)
5:Автоматизация усвоенного звука: сначала в закрытых слогах: ас, ос, ус, ыс; словах: ус, нос, мыс, квас, овес, рис, миска, леска, пляска, коляска; затем в открытых слогах : са, со, су, сы; словах: оса, коса, лиса, весы, косы, волосы, песок, кусок (ученики повторяют за учителем).
Звук [с'] можно вызвать путем подражания после того, как звук [с] будет автоматизирован. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю (ученики повторяют за учителем). При этом ребенок должен улыбаться, так как растягивание уголков рта способствует продвижению языка вперед и смягчению звука.
- Улыбнитесь и повторяйте за мной.
Когда будет усвоено правильное произношение звука [с'] в слогах, можно переходить к автоматизации звука в словах: Ася, Люся, гусята, лисята, лосята, осина, висит, носит, косит, василёк, лось, гусь, боюсь и т. п.
6: Работа по закреплению:
Чистоговорки
(Повторяют за учителем)
Са – са – са, к нам летит оса.
Са – са – са, в лесу живет лиса.
Са – са – са, у Сони русая коса.
Со – со – со, укатилось колесо.
Сы – сы – сы, вот стоят весы.
Сы – сы – сы, у нас теплые носы.
Су – су – су, я суп несу.
Су – су – су, стадо я пасу.
Ас – ас – ас, мы любим квас.
Ас – ас – ас, у нас свет погас.
Ос – ос – ос, Света ест абрикос.
Ёс – ёс - ёс, в поле рос овёс.
Си – си - си, к нам плывут караси.
Ся – ся – ся, я боюсь гуся.
Ся – ся – ся, Костя ловит карася.
Сю – сю – сю, подожду Люсю.
Ось – ось – ось, вот идет лось.
Сят – сят – сят, у Симы десять лисят.
Предложения (Повтор за учителем) У сосны – сук. ............