Тема конкурсной работы
Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация
Балаково 2009
Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
Основная часть................................................................................................ 4
Заключение.................................................................................................... 21
Библиографический список........................................................................... 23
Введение
Проблема роли российских средств массовой информации в предвыборной агитации актуальна в связи с тем, что сейчас они активно вовлечены в выборы на всех уровнях (муниципальных, региональных, федеральных). Однако с развитием гласности в постсоветской России проблема «СМИ и выборы» актуализировалась в связи с тем, что политики используют СМИ как в положительном, так и в отрицательном аспектах. В ходе предвыборных агитаций, к сожалению, нарушаются как нравственные принципы, так и нормы права, в частности, порочатся оппоненты, широко используется «черный пиар», что подрывает как авторитет СМИ, так и репутацию кандидатов в депутаты, а в целом избирательный процесс как политический феномен деструктурируется и дегуманизируется.
Имеющаяся нормативно-правовая база избирательного процесса во многом противоречива, что позволяет безнравственным политикам и СМИ решать свои проблемы в ущерб интересов граждан. Нельзя не согласиться с мнением профессора Калифорнийского университета Ричарда Андерсена: «Одно из условий успешной кампании – уважение к избирателю». [14, с.534]
Объектом данного исследования является деятельность СМИ в сфере предвыборной агитации.
Предмет исследования – принципы деятельности и применения СМИ в информировании и предвыборной агитации.
Цель работы – определить значение СМИ в проведении предвыборной агитации.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
- анализ категориального аппарата (средства массовой информации, предвыборная агитация, «черный пиар»);
- выявление сути предвыборных технологий;
- разработка новелл к Закону РФ «О средствах массовой информации»
Основная часть
Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык XXI столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Вместе с тем политические, социальные и экономические противоречия общества отразились и в средствах массовой информации. СМИ анализируются рядом ученых, тем не менее, методика систематического наблюдения за самим процессом воздействия СМИ на аудиторию, оценки состояния, осуществление контроля за характером реакции этой аудитории пока еще не разработана. Синтез телекоммуникаций и информационных технологий с аудиовизуальными СМИ открывает новые возможности в прогрессе научного подхода к распространению информации. В то же время глобальные телекоммуникационные сети, распространяя информационные продукты и услуги, ставят проблему сохранения культурного многообразия, что требует специального внимания.[17, с. 106]. Особенно активно исследуют проблему современных коммуникаций и информаций в функционировании политической системы. Средства массовой информации представляют собой сложную институциональную систему, состоящую из нескольких подсистем (пресса, радио, телевидение и др.). Из имеющихся в литературе определений СМИ, на наш взгляд, наиболее точным является следующее: «Средства массовой информации – социальные институты…, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе». ............